Вы здесь

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА БРАСЛАВЩИНЕ

Чем глубже осень, тем больше мне хочется ловить на спиннинг. Последние годы в предзимье настраиваюсь на ловлю более крупной рыбы, кроме того, стараюсь обловить различные новые приманки, все лето пролежавшие без дела. Вот и на этот раз 2-дневный выезд в рыболовную страну Браславщину оказался продуктивным и показательным для осени.
После позднего вечернего звонка моего приятеля Жени Атрахимовича стало ясно, что выезжаем скоро – хоть и светает уже довольно поздно, но, согласитесь, – лучше ожидать рассвет на берегу, чем предстоящую рыбалку дома. И, вспоминая еще одного моего друга Витю Смельняка, который сказал примерно так: «За что люблю спиннинг, что собираться недолго», ускорили процесс выезда. Я даже лодку не взял, чтоб не тратить время на ее сборку – ловить будем с одной.
Дорога напомнила мне выезд год назад на озеро Обстерно. Тоже было довольно сыро, мрачно и рано. Рыбалка тогда не удалась, если не считать большого количества съеденной клюквы и ловли плотвы на джиг-головки с 10 м. Очень не хотелось, чтобы сейчас было также. Но, к счастью, все обошлось…
На озере будим спящих в палатке возле недостроенных домов и бани приятелей жениных родителей и, опережая их, выходим на воду на «Адвенчере». Не мудрствуя лукаво ставлю свою фаворитную полосатую вертушку, дабы поскорее уйти от нуля. На первой же стоянке сразу 2 поклевки. Первая оканчивается сходом щуки (все-таки надо было тройник покрупнее поставить), вторая приносит полкилошницу. Все, размочился, теперь можно предаваться запланированным экспериментам.
Забегая вперед, скажу, что они очень даже удались. Сначала в качестве экспериментатора преуспел Женя. Чего стоит только довольно быстрое облавливание воблера под кодовым название «Джексон Карась», выловленного недавно в Припяти! «Джексон Карась. Поймай их всех!» – примерно такими слоганами сопровождался каждый новый заброс трофейной приманки. И «Джексон Карась» поймал, пусть не всех, а только полкилошницу, но сам факт удивил нас обоих. Почему «Джексон» понятно – фирма такая, а «Карася» мы добавили из-за внешнего вида приманки – широкая, серебристая, с глазами как у карася.
Далее уж не помню, в каком порядке, но поочередно Женей впервые был обловлен давно лежащий у меня в ящике спиннер-бейт, а также подаренный режиссером и оператором российской программы «Рыбалка с Радзишевским» Сергеем Апреловым уокер. На, кстати, попался чуть больший по размеру, чем сама приманка, окунек. Вообще, с уокером была целая эпопея, но ее продолжение вы узнаете чуть позже. Погонял Женя и поппер, достав на него несколько окуньков. У него всегда неплохо получается справляться с этой поверхностной приманкой, тогда как для меня она еще «темный лес».
Как вы обратили внимание, приманка в основном использовали поверхностные. По старой привычке, начали искать щуку в траве, в данном случае – в зарослях кувшинок. На большом и незнакомом озере, когда не знаешь, куда плыть и где ловить, мы предпочитаем «зашиваться» в заросли, где щука, пусть, как правило, и не крупная, есть почти всегда.
Однако после ловли в кувшинках, выплыли на чистое, где Женя благополучно размочил еще один тип приманки – на 1,5-дюймовый желтый твистер позарилась щучка граммов на 700.
Ну а что у меня? Не добиваясь пока (заметьте – пока) успехов в экспериментах, я снова вернулся к мегауловистой салмовской вертушке и добыл шнурка и пару окуньков. В целом же окуня было совсем немного, что сильно озадачивало моего напарника. Меня это не озадачивало совсем, так как в крупного окуня на этом водоеме я особо не верил (зимой даже на щучьи балансиры попадались «стограммовики»), а иной мне не нужен. И потому спустив у лодки матроса грамм на 250, пока переключился на щуку, по крайней мере на щучьи приманки.
За ней мы потихоньку двигались в верховье озера. Хоть водоем и был озером, да еще Браславским, все же на нем стояла плотина. Интуиция подсказывала, что здесь стоило задержаться подольше. Обычно у плотин бывает русло и глубина, а здесь кругом были старые наши знакомые – кувшинки.
Пришлось прибегнуть к экзорцисам в траве. Результатом их стал выход на лягушку и почти результативная поклевка на плавающий воблер от River2Sea, которым я научился виртуозно управляться в зарослях – щучка показательно выскочила из-под листа кувшинки, повисела на крючке, подергалась, поплескалась, и снова вернулась под любимый листок.
Я не зря так подробно описываю все поклевки – чтоб подчеркнуть сколько всего можно опробовать и даже обловловить, если задаться такой целью, а не тупо «бомбить» на то, на что клюет. Ведь всегда интересно разнообразие и попробовать что-то новое. За счет этого данная рыбалка запомнилась очень хорошо и надолго.
…Время уже было послеобеденное, а достойного экземпляра мы так и не подержали. Направившись в обратный путь на тихой скорости, решили продолжать ловить, используя и катушку и силу электромотора. Для этой цели я выбрал довольно объемный и глубоководный воблер Salmo Perch 8 SDR естественной раскраски, однажды уже обловленный мной на секретной вилейской яме, но только однажды. Заглубляется он до 5 м, игра очень размашистая, отдающаяся даже в руку. Не клюнуть на такое «представление» сложно.
Включаю 3-ю передачу, бросаю воблер, начинаю любоваться началом его игры, как все заканчивается. Очень похоже на зацеп, учитывая, что мы на моторе, а воблер глубоководный. Но этот зацеп… нет не ожил, как часто бывает, а всплыл метрах в 30 от лодки! До конца не веря в такую несуразную поклевку, быстро тащу рыбину к лодке, где водворяем ее в подсак. Действительно щука, кто бы мог подумать, что все так быстро произойдет! Женя давится от смеха, как я ее тащил – даже не дал опомниться. А сам, в свою очередь, не успел получить удовольствие. А ведь и спиннинг-то был отнюдь не «хэви», а легкий и с тестом 5-22. Очередной раз делаю вывод, что осенью щука ведет себя более пассивно, чем весной, и даже летом.
«Вероятно на свал забросил, она там стояла и сразу взяла», – предположил Женя. «Повезло», – предположил я, цитируя героя надоевшей рекламы мобильного оператора. Эту щуку решили посадить на кукан. Я дал ей навскидку больше 2,5 кг. Женя настаивал на 3-х. Я спорил, но не сильно.
Забыл предупредить, что на этой рыбалке я решил ловить на леску, причем для начала на обычную, а не специальную спиннинговую. Зачем? Допустим, чтобы почувствовать разницу и сделать какие-то выводы. А разница действительно была. Привыкнув к плетенке, я далеко не сразу определял рыбу во многих поклевках, особенно на вертушку. Тем более что и зацепов было много. Вместо рыбы часто цеплялась трава. Похоже получилось и с описанной выше щукой.
Продолжая возвращаться в дрейфе, меняли приманки, пока я, наконец, не поймал окуня на блесну. Позарился стограммовик на большую колебалку 7 см и 25 г Lucky John Groover латунного цвет. Этой поклевке я был особенно рад, так как с колебалками у меня пока отношения не складываются.
Уже приближались к месту нашей дислокации, но рыба определенно не хотела отпускать нас на берег. На этот раз Женя, как истинный «поппермэн», не смог проплыть мимо окуневого котла. Пусть и не обширного, но ярко выраженного. Показав полосатикам представление поверхностными приманками, выловив самых заинтересовавшихся зрителей, «попперный театр» мы закрыли и решили, наконец, передохнуть, а также осмыслить и обсудить неожиданные впечатления.
Но хватило нас ненадолго, и часа за 2 до темноты мы снова на воде. На 2 забросе на колебалку Kibs мне быстренько садится щучка. Женя, посмотрев на меня, откопал у себя в коробке хитрую колебалку Akara. Легкую, тонкую, правильной формы, с чешуйками. Когда я ее рассмотрел, то понял, что на нее должно клевать. Но клевать начало гораздо раньше, чем я ее рассмотрел. Первые поклевки были вообще на падении, а падала она медленно. Затем была поклевка классическая – во время проводки. В итоге, бросая свое «открытие вечера» в прогалы между растительности, Женя достал оттуда 3 щук, весом примерно от кило до полутора.
У меня не клеилось, пока не поставил воблер Jerky Minnow кислотного цвета, на который в декабре прошлого года поймал щуку-«пятерку». На этот раз взяла полторашка, причем на первом же забросе приманки («пятерка» поступила точно так же). Зацепилась щука задним крючком за низ пасти, то есть можно предположить, что атаковала она сверху. Хотя воблер заглубляется примерно на метр, а глубина была больше 2-х. Не совсем понятно, да и ладно – у рыб свои причуды.
Затем данный воблер еще раз до лодки преследовала щука, но я в это время смотрел на колобашников, безрезультатно проверявших свои нехитрые снасти. Заметил щуку Женя, а ощутил легкий тычок в приманку. Щука нас тоже, видимо, заметила, и больше кислотный воблер не преследовала. Да и стемнело к тому времени…
Наутро решили поплыть в другую сторону – направо, а находились мы примерно посередине озера. Желая побыстрее уйти от нуля, я вновь сделал это на первой стоянке любимой вертушкой. Затем еще на 3 стоянках снимал по окуню. Причем на разные приманки: спиннер-бейт (обловил его впервые), воблер и вертушку-тройку с лепестком типа «лонг». Женя «размочился» самодельной вертушкой с лепестком примерно 3-го номера, но тоже окунем. Тем самым список результативных приманок увеличивался, а щука пока не шла.
Не клевала она до тех пор, пока Женя не стал упираться в подаренный уокер. Кто знает, что это, пожалуй, согласится со мной, что приманка эта очень прикольная. Когда плохое настроение – лучше ловить на нее. Можно еще на лягушку, если вы человек не очень впечатлительный. Мы впечатлительные, и потому ловили на уокер. Один на двоих.
Поклевку я просмотрел. Не могу себе этого простить. Как раз отвернулся под 90 градусов. Надо было слышать, как Женя ее описывал. Повторить не берусь. Я только понял, что щука сходу схватила «шагающий» по воде уокер, выпрыгнула с ним, развернулась и упала обратно в воду. Затем Женя почувствовал поклевку. Завесила «уокерная» щука 1 кг 700 г.
Грамм 250 завесил окунь, пойманный также на уокер. Затем было затишье, и мы забрались в траву. А здесь я умею ловить на чемпионский воблер под названием «Хамбуг минноу». Что и продемонстрировал, поймав сначала среди кувшинок полторашку, а потом условно зачетного шнурка. Правда, про полторашку Женя сказал, что это он ее уокером выманил. Пусть даже и так, но выбрала она мой воблер!
На 2-й день я ловил также на леску, но уже на специальную серии «Спиннинг». Растяжимость у нее меньше, чем у обычной монолески, за счет чего поклевки чувствуются более четче, легко отличаются от зацепов, а вываживание можно производить еще более форсированнее. Все это было актуально при ловле в зарослях разнообразной растительности.
Выбираясь из кувшинок, лицезрели местного, таскавшего в камышах красноперку. Причем порой весьма приличную. Вообще, озеро славится крупной красноперкой. Здесь ее ловят даже зимой. Что мы, пожалуй, как-нибудь и сделаем. Но это будет в другой раз…